Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

«Земля наших предков»

Джамиль Мухметшин,
кандидат    исторических наук.

В послеледниковый период, когда Западное Закамье ос­вободилось от воды, реки получили современные очер­тания и равнина стала мес­том обитания крупных живот­ных - мамонтов, шерстистых носорогов и других, здесь по­явились и люди, уже умею­щие пользоваться ручными рубилами и добывать огонь. Поскольку в основном они занимались охотой, им при­ходилось кочевать за круп­ным зверем. Однако в конце древнекаменного века появ­ляются места их постоянно­го обитания. Одна из таких стоянок открыта археологами на правом берегу Волги ниже города Тетюши. Кости мамон­тов (они обычно сопровожда­ют места стоянок) обнаруже­ны также на территории Бол­гарского городища и села Измери. Территория   Западного  Закамья куда входит и наш район, в его нынешнем виде сформировалась приблизи­тельно 15 тысяч лет тому назад. Именно тогда клима­тические условия территории здесь приблизились к совре­менным и стали благоприят­ны для проживания людей. Археологические исследова­ния показывают, что в это время появляются первые постоянные поселения. В эпоху позднего палеолита, мезолита население края зна­чительно увеличивается. При исследовании стоянок камен­ного века (Измерской, Косяковской, Коминтерновской и ряда других) археологи нахо­дят схожие орудия труда, что позволяет объединить эти памятники в единую Усть-камскую культуру. Главным до­стижением мезолита была новая техника изготовления орудий - пластинчатая. Из­готовление пластины требо­вало большого опыта и сно­ровки. Брали конусообразное ядрище (нуклеус) и прочно закрепляли его в удобном для работы положении. Ударяя через костяной посредник по определённому участку нук­леуса, можно было получить пластину, из которой изготав­ливали ножи, наконечники, стрелы. Человек смог сде­лать охоту производитель­ней, иметь запасы пищи, за­ниматься рыболовством, от активного собирательства перейти к земледелию. Кли­мат в регионе становится теплее, растительный и жи­вотный мир приближается к современному. В эпоху но­вого каменного века (неоли­та) территория нашего райо­на по берегам рек плотно за­селяется. Археологами выяв­лено более ста памятников той эпохи.

Поистине революционным шагом в развитии человечес­кого общества стало разве­дение крупного и мелкого рогатого скота и изобретение керамики. Археологи, изучая керамический материал нео­литических памятников, от­мечают высокое мастерство изготовителей-ремесленни­ков: горшки с округлым дном обжигались на солнце и ук­рашались различным орна­ментом, на некоторых из них угадывается схематическое изображение птиц. Все нео­литические памятники Ниж­ней Камы А. Халиков относил к волжско-камской культуре и связывал их с финно-языч­ным этносом.

В конце третьего тысячеле­тия до новой эры каменный век уступает место бронзо­вому. Учёные называют это время медно-каменным ве­ком (энеолитом), потому что совершенные каменные ору­дия труда продолжают сосу­ществовать с металлически­ми. В Среднем Поволжье и Нижнем Прикамье энеолитические памятники впервые были исследованы А.Збруе­вой на так называемом Гулькинском комплексе в устье реки Утки и у озера Степное на северной окраине Болгара. Другой памятник - Тенишевский могильник (Сорокин бугор) - расположен тоже недалеко от Болгара. Раскоп­ки выявили, что при погребе­нии соблюдался определён­ный обряд. Многие погребе­ны вместе с кремнёвыми орудиями и пластинами, ка­менными украшениями, мед­ными колечками. Исследователь Р.Габяшев в погребаль­ном обряде прослеживает два компонента: южный степной и северный лесной. В пределах нашего района выявлено около 150 памят­ников эпохи бронзы. В основ­ном они относятся к срубной и приказанской культурам и датируются второй полови­ной II тысячелетия до нашей эры. К тому времени климат в регионе становится более сухим, в связи с чем изме­няется и этнокультурная си­туация. Срубные племена, проживающие в Северном Приазовье, проникают в ле­состепные районы европей­ской части нынешней России, осваивая в том числе и тер­риторию Закамья. Впервые памятники срубной культуры выделил известный русский археолог В.Городцов во время раскопок курганов Украины в начале прошлого века. На территории нашего района подобные памятники представлены поселениями (Щербетское, Полянское, Маклашеевское, Кимовское и некоторые другие) и могиль­никами (Новомордовский, Измерский, так называемый Старокуйбышевский комп­лексы, включающие в себя поселения и могильники). В Маклашеевке и Измерях по­гребения сопровождаются лепной посудой, иногда брон­зовыми изделиями. У сёл Красный Вал, Порфировка, Иске Рязап и Комин­терн сохранились курганы, иногда достигающие диамет­ром до тридцати пяти и вы­сотой до полутора метров. В них умерших сородичей хоронили срубные племена. Позднесрубных памятников на территории района не об­наружено, поэтому можно полагать, что в последней четверти II тысячелетия до новой эры срубные племена были вытеснены отсюда или растворились в составе всё более усиливавшихся носи­телей приказанской культуры. У нас отмечено около 50 па­мятников приказанцев, тогда как памятников других куль­тур - лишь единицы. Нали­чие ранних приказанских па­мятников («Змеиный остров», Тетюшская стоянка, Ново­мордовский могильник) пока­зывает, что наша местность играла большую роль в фор­мировании  приказанской культуры, на базе которой возникла и развивалась куль­тура раннего железного века - ананьинская. Важнейшим достижением эпохи бронзы является обра­ботка металла. Мягкое рабо­чее лезвие бронзового топо­ра или ножа не могло полно­стью заменить твёрдое крем­невое оружие, но металл да­вал возможность без особо­го труда отливать из одной формы несколько предметов. Это преимущество металлур­гии позднее по достоинству было оценено ананьинскими и пьяноборскими племенами. В пределах нашего района выявлены десятки ананьинских памятников. Археологи­чески наиболее полно изуче­ны Новомордовский, Измерский и Полянский могильни­ки. Они располагались, как правило, на краю надлуговых террас. Погребённые разме­щены в неглубоких ямах но­гами к реке. Вероятно, суще­ствовало поверье, что души умерших в загробный мир отправляются вниз по тече­нию реки. На Новомордовс­ком и Измерском могильни­ках обнаружены каменные плиты с изображением ору­жия. В ананьинское время впервые появляются укреп­лённые поселения - городи­ща, два из которых сохрани­лись на территории района. Ананьинские племена изго­тавливали различную посуду из глины с примесью толчё­ных ракушек. Орудия труда в основном были железные, но топоры-кельты традицион­но отливались из бронзы. Отливались также бронзо­вые, серебряные и золотые оригинальные украшения. При раскопках встречается много костей домашних и диких животных. Ананьинское общество не было однород­ным по своему этническому составу. Учёные полагают, что ананьинцы являются да­лёкими предками современ­ных финно-угорских народов - марийцев, удмуртов, коми-зырян и коми-пермяков, от­части мордвы. От V-III вв. до н.э. до III-IV вв. н.э., то есть на 700 и бо­лее лет, жизнь здесь словно прерывается. Известно, что в то время меняются клима­тические условия региона, что было вызвано изменени­ями уровня воды в Каспийс­ком море, и Волга и Кама уже не могли обеспечивать жиз­ненно необходимую инфра­структуру для населения. Поэтому оно было вынужде­но покидать эти места. Лишь в азелинское время вновь появились отдельные посе­ления - Бабий бугор, Борки, Ново-Мордово, Девичий горо­док. Азелинские племена ско­ро были вытеснены или по­глощены именьковцами. Они уже стояли на пороге обра­зования государственности. Именно в тот период на тер­ритории района появляются зачатки   административных структур - городища с при­мыкающими к селищами: балымерский «Шолом», измерский «Девичий городок», бол­гарский «Коптелов бугор», Маклашеевское, Щербетское, Коминтерское городища и другие.

Пямятников именьковской культуры в нашем районе насчитывается около 100. Отдельные из них изучены в ходе археологических раскопок, в основном П.Старос­тиным.

Именьковские городища обычно занимают высокие мысы коренных террас. Ори­гинальное укрепление имеет «Девичий городок»: прямоу­гольная с округлыми углами площадка огорожена кольце­вым валом и П-образным рвом. К углам вала примы­кают холмы, окружённые со всех сторон рвами. Они, ве­роятно, служили основания­ми башен, обеспечивающих обстрел противника. Земля­ные валы городищ имели до­полнительные деревянные конструкции.

Памятники именьковской культуры располагаются группами - городище и не­сколько селищ. Интерес представляют жилища, вскрытые на Именьковском, Маклашеевском, Балымерском селищах и на Бабьем бугре: прямоугольные, с оча­гом в центре, типа полузем­лянки с двухскатной крышей, во дворе - ямы-кладовки.

Своеобразен погребальный обряд именьковцев. Они умерших сородичей сжигали в полном одеянии на сторо­не, после чего остатки кре­мации собирали и помещали в яму с заупокойной пищей в глиняной посуде. Именьковцы в основном за­нимались земледелием и ско­товодством. Они первыми в Среднем Поволжье перешли к пашенному земледелию с применением железных ору­дий труда. Уборку проводили железными серпами и коса­ми, а зерно размалывали на ручных жерновах. Были раз­виты охота и рыболовство. На Щербетском селище вы­явлены остатки двух медно­литейных мастерских - фор­мы для литья металла, для изготовления колец и другие вещи. Рядом с мастерской обнаружен клад из 87 латун­ных слитков.

Об этнической принадлежно­сти именьковских племён среди исследователей нет единого мнения. Одни счита­ли их тюрками, другие - финно-уграми, однако сегодня преобладает мнение об их принадлежности славянам. В конце VII - начале VIII ве­ков именьковцы сходят с ис­торической арены, уступая территорию пришлым булгарским племенам. Встречают­ся находки, которые показы­вают, что ближе к середине I тысячелетия сюда проника­ют отдельные группы тюрко-язычного населения. В час­тности, в Болгаре были най­дены римские монеты III-V веков, а в Измерях - монеты сасанидского Ирана. Через Волгу и Нижнюю Каму в Приуралье поступают вос­точное серебро, а также раз­личная посуда, зеркала и монеты. Учёные объясняют это торговлей с северными народами, однако отсутствие подобных находок на терри­тории Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья, по кото­рой проходил Волжский путь, позволяет видеть в этом яв­лении следствие переселе­ния отдельных народов в северные районы.

В этой связи наибольший интерес представляет Коминтерновское погребение с ком­плексом вещей и конского снаряжения. Одежду погре­бённого украшали предметы из золота и серебра, она была застёгнута фибулой арбалетообразной формы. Мас­сивная золотая подвеска, ве­роятно, представляет атрибу­тику власти. Погребение мож­но датировать VI-VII веками, когда тюркское войско под предводительством Истеми-кагана вышло к берегам Вол­ги. Возможно, один из вождей и сложил здесь свою голову. В середине VIII века в Сред­нем Поволжье появляются булгарские племена. Памят­ники раннего периода их ис­тории расположены чуть южнее нашего района. Осво­ение булгарами левобережья низовий Камы нужно связы­вать со второй волной их переселения. К тому време­ни относится часть погребе­ний Танкеевского могильни­ка. Многие поселения, обна­руженные на территории рай­она, были заложены во вто­рой половине десятого века. В ранний период именьковс­кие городища были исполь­зованы булгарами как гото­вые административные центры.

Столицей государства, его политическим, экономичес­ким и административным центром становится город Болгар. Возможно, до обра­зования государства админи­стративный центр находился в районе Измерь. По край­ней мере, концентрация сво­еобразного раннебулгарского материала в данном районе позволяет известному архе­ологу Е.Казакову придержи­ваться именно такой точки зрения. Появление городов как экономических, культур­ных и административных цен­тров он относит только к 30-м годам X века. Кроме столичного Болгара, имеющего свою округу пря­мого подчинения, существо­вали территории, имеющие особый статус - Сувар и Кокрять. Позднее часть террито­рии подчинялась Нохратскому княжеству. Былая само­стоятельность Сувара, позво­лявшая ему чеканить соб­ственные монеты, утрати­лась.

На рубеже X - XI вв. про­изошли большие изменения. Уменьшилось значение Вол­ги как главной транспортной магистрали между Севером и Югом - торговый путь стал небезопасным. В связи с этим, как полагают учёные, столица была перенесена в более спокойные земли, в Биляр. Если ранние клады, то есть зарытые в 70-80-е годы X века, концентрируют­ся вокруг Болгара и Сувара, частично у Измерь и Билярска, то редкие поздние (на­чало XI века) обнаружены только в Билярске и у села Альметьево Нурлатского рай­она.

Переход на пашенное земле­делие дал возможность обра­батывать большие площади. Практически все булгарские археологические памятники, а их в нашем районе около 300, дают вещевой матери­ал XI-XII вв. В этот период идёт интенсивное строитель­ство городищ. По наличию терминов «Сувар иле» и «Биляр иле» на эпитафиях XIV века можно предполагать, что эти административные едини­цы назывались «иль», «аиль» (род, племя, страна, дерев­ня). Возможно, в период осе­дания на землю булгарские племена располагались по кустам, что прослеживается даже в названиях современ­ных населённых пунктов: Йорткуль (главный дом у озе­ра) - Средний, Подлесный, Степной, Русский, Базарно-Мордовский, Баран - Ста­рый, Новый, Арбузов, Нико­лаев).

С нашими местами связано формирование государствен­ности волжских булгар и при­нятие ими ислама. В районе сегодняшнего села Три Озе­ра в 922 году состоялся съезд булгарских племён, на котором хан Алмуш провозг­ласил ислам официальной государственной религией. Политические и социально-культурные последствия это­го шага в истории трудно переоценить. Мусульманская религия способствовала объединению всех булгарс­ких племён и упрочению свя­зей со странами Востока. В пределах Спасского райо­на археологами выявлено около 150 булгарских сёл и городов. Однако исследова­нию подвергались только па­мятники по берегам Волги и Камы, что связано с охранно-спасательными работами в связи со строительством Куйбышевской ГЭС и посте­пенным размыванием культурного слоя материковой части, небольшие археоло­гические работы проводились на Танкеевском и Балымерском городищах и IV Кожаевском селище. Бассейны ма­лых рек - Майны, Актая, Бездны и Утки не исследова­ны полностью даже разведочно, поэтому общее коли­чество памятников в районе назвать трудно. Большинство булгарских па­мятников района относятся к домонгольскому времени (X - XIII вв.). По мнению иссле­дователей, основная часть из них погибла при нашествии Батыя, только немногие (око­ло 20) продолжали существо­вать и в золотоордынское время.

Однако некоторые из них были восстановлены (VII Старокуйбышевское, V Семё­новское и другие), а умерших продолжали хоронить на ста­рых кладбищах. На IV Кожаевском селище, например, нет следов пожарища, харак­терных для крупных городов и поселений. Оно существо­вало непрерывно с XII по XIV век.

Судя по эпиграфическим па­мятникам ямбухтинского и искерязапского кладбищ, сели­ща, возникшие в домонгольс­кое время, продолжали суще­ствовать и в XIV веке. Дати­ровка вновь открытых селищ (Вожинское, Танинское, Йолдызское, Татарско-тахталинское, Лобовское, Трёхозёрское, Фадеевское) требует допол­нительных исследований. Булгарское население было сконцентрировано вокруг Суварского, Кокрятского, Красноключинского, Старокуйбышев­ского, Старонохратского, Гусихинского городищ. Около них имеются мощные посады, рас­положены десятки селищ. Из­вестный археолог Н.Калинин считал их центрами небольших княжеств.

Население как в городах, так и в деревнях проживало в де­ревянных домах и полузем­лянках. Они были зафикси­рованы в V Старокуйбышев­ском, I Измерском, и IV Кожаевском селищах. Назем­ные жилища обнаружены на глубине 40-60 см. Они име­ют пол из уплотнённого чер­нозёма, на котором встреча­ются развалы сосудов, кос­ти животных и другие вещи. Рядом со стеной была по­ставлена печь, по бокам от неё вырыто подполье с дву­мя зерновыми ямами. На IV Кожаевском селище М. Кавеевым была вскрыта полуземлянка квадратной формы. Пол был глиняный. По периметру выявлены сле­ды столбовых ям - вероят­но, стены были облицованы столбиками. В центре нахо­дился очаг. Перекрытие было четырёхскатным с отверсти­ем наверху для выхода дыма. С указанным жилищем связан клад ювелирных укра­шений, состоящий из шейной гривны, двух височных колец и шести перстней. Население плотно прожива­ло не только на берегах круп­ных и мелких рек, но и осва­ивало берега озёр и суходо­лов. При отсутствии есте­ственных источников булга­ры умели добывать воду пу­тём рытья колодцев. Они ча­сто встречаются при раскоп­ках. Наличие плодородных чернозёмов определяло и основное занятие булгар -земледелие. «Пища булгар, -пишет Ибн Русте, - это просо и мясо лошади, но и пшеница и ячмень (у них) в боль­шом количестве». Ибн Фадлан, посетивший Болгар в 922 году, пишет: «Он (царь булгарский) послал для нашей встречи четырёх царей, на­ходящихся под его властью, своих сотоварищей и своих детей, и они встретили нас (неся) с собой хлеб, мясо и просо». О производстве бул­гарами товарного зерна гово­рится и в русских летописях. Так, в «Повести временных лет» под 1024 годом записа­но, что когда был голод в Суздальской земле, русские люди отправились «в Болга­ры и перевозиша жито и тако ожища».

Земледельческие орудия (плужные ножи, сошники, ле­меха, косы, серпы, мотыги и т.д.) - частые находки на ар­хеологических раскопках. Выявлены такие виды куль­тур, как мягкая и карликовая пшеница, пшеница двузер­нянка, просо, ячмень, рожь, овес, чечевица, горох, конопля. Эффективная форма зем­леделия волжских булгар по­зволяла получать относи­тельно стабильный урожай зерновых. А.Якубовский на основании сопоставления раз­личных источников отмечал, что «Булгар с его областью был самым важным в Золо­той Орде земледельческим районом».

Важное место занимало ско­товодство. Его развитию спо­собствовало наличие велико­лепных пастбищ и множества рек и озёр. Остеологический материал, найденный на раскопках, позволяет опреде­лить, какие виды животных держали наши предки. Это были в основном крупный рогатый скот и овцы. После­дние были двух пород. Исклю­чительно крупные овцы хиссарской породы содержались для получения мяса и сафь­яна, овцы, близкие к черкас­ским, выращивались как ради мяса, так и ради ценной бе­лой шерсти.

Керамика на памятниках Вол­жской Булгарии массовая, часто единственная находка. Она не только показатель высокого мастерства ремес­ленников, через неё проявля­ются этнокультурные черты отдельных народов. Извест­ный исследователь Болгара Т. Хлебникова среди булгарской керамики выделяет двад­цать разных типов. В ранний период керамику характери­зует наличие в тесте неболь­шой примеси песка, мелко дроблёной керамики и растительных остатков, а  в золотоордынский период - крас­ный цвет из-за высококаче­ственного обжига в специаль­ных печах. Для булгарской керамики характерны лоще­ние, линейный, волнистый орнамент и гребенчатый штамп. Мастерами из глины изготавливались самые раз­личные изделия: кувшины, кружки, кринки, горшки, кор­чаги, блюдца, миски, стаканы, сковороды, сфероконусы, ко­пилки, светильники. Часто встречаются на городищах и селищах погремушки, свис­тульки, пряслица, рыболов­ные грузила, водопроводные и дымоходные трубы. Глина использовалась как матери­ал для изготовления кирпи­чей, сооружения горнов для обжига керамики и плавки металла, для штукатурки до­мов и обмазки хозяйственных ям.

Ещё в XII веке была освоена тех­нология поливной цветной кера­мики. Из слоя XIV века происхо­дит штампованная керамика.

Одним из основных ремёсел, обеспечивающих запросы земледелия, военного дела, а также повседневного быта, была металлургия и метал­лообработка. Из чёрного и цветного металлов булгарские мастера изготовляли ле­меха, топоры, косы, ножи, котлы, кувшины, котелки, кружки. Из бронзы, серебра и золота ювелиры творили удивительные вещи. Им были доступны пайка, литьё, зер­нение, чернение серебра, штамповка, резьба по метал­лу.

В Болгаре обнаружены ме­таллические горны различ­ных модификаций полусфе­рической, цилиндрической форм, относящиеся к XI -XIV векам. Отдельные селища специализировались на то­варном производстве железа. На одном из них сохранилось скопление заготовок крично­го железа. Они имеют оваль­ную форму, видимо, повто­ряя форму нижней части гор­на. Видны сегментообразные вырубы, сделанные с целью проверки качества металла. На Измерском селище про­изводились накладки из цвет­ного металла с раститель­ным и геометрическим орна­ментом геральдического ха­рактера.

Болгар являлся политичес­ким, экономическим и куль­турным центром Волжско-Камской Булгарии. Здесь на­ходилась ставка хана, чека­нились монеты, развивались ремёсла. Некоторые изделия в большом количестве выво­зились за границу. Хорошо обработанная кожа среди тюркоязычных народов на­шей страны до сегодняшне­го времени известна под на­званием «булгари». Торговый пригород Ага-Базар часто посещали купцы из Руси и Средней Азии, Ирана, Визан­тии и далёкого Китая. В Болгаре творили учёные и поэты. История сохранила имена поэта Али, написавше­го поэму «Юсуф и Зулейха», учёного историка Якуба ибн Нугмана, философа Хамида аль-Булгари. Многочислен­ные надписи на керамике, на ювелирных изделиях, особен­но на камне, показывают широкое распространение грамотности среди населе­ния.

Но мирное развитие болгар­ского народа, достигшее на рубеже XII-XIII столетий своего расцвета, было пре­рвано монгольским наше­ствием. «Взяша славный Великий город Болгарский и избиша оружием от старца и до унаго и до сущаго младенца, и взяша товара множество, а городов их пожгоша и всю землю их пленища», - гово­рится в русской летописи о событиях 1236 года. В отличие от других городов, потерявших своё значение, Болгар быстро оправился от разрушения и во второй по­ловине XIII - первой поло­вине XIV веков достиг своего второго расцвета. Русские летописи именуют его Вели­ким Болгаром, а восточные источники - «Золотым тро­ном». В 60-е годы XIV века он был окружён земляным валом и мощными дубовыми стенами, превратившись в один из крупнейших городов Европы с населением более 50 тысяч человек. На обшир­ном городище, окружённом валом и рвом длиной более пяти километров, до нас со­хранились такие архитектур­ные памятники XIII-XIV веков, как Соборная мечеть, мав­золеи, Малый минарет, Чёр­ная палата, бани и много­численные археологические объекты.

В XIV веке, когда племенные различия нивелировались, названия отдельных насе­лённых пунктов были изме­нены. На кладбище Иске Рязапа сохранилась эпита­фия Рязапа. Это редкий слу­чай совпадения имени по­гребённого с современным названием села. После при­хода монголов практически все береговые поселения от Коминтерна до Танкеевки продолжили своё существо­вание. В материковой час­ти значительная концентра­ция селищ наблюдается в районе Порфировки и Трёх Озёр. В то же время поте­ряли своё значение и Сувар, Кокрять. В культурных сло­ях этих городищ золотоордынские материалы встре­чаются крайне редко, но они есть в близлежащих сели­щах.

В середине XIV века Болгар постепенно начал терять своё значение. Это связано с внутриполитической ситу­ацией в Золотой Орде и не­которыми другими причина­ми. Но, несмотря на запрет, вокруг Болгара были соору­жены укрепления, город производил контрамаркирование серебра и меди, возобновил чеканку монет. Такое положение сохранялось вплоть до конца 20-х годов XV века - до начала правления первого казанского хана Гияс ад-Дина.